Я вижу, как парень входит в поворот быстрее, чем должен и он должен это
исправить. Он тормозит, наваливается на подвеску. Грязь летит во все стороны,
колесо проскальзывает и все вокруг меня говорят: «Быстро прошел», а я думаю: «Нет,
он только что потерял две десятых. Раньше он шел быстро, теперь нет».
Это различие между восприятием скорости и реальностью. Казаться быстрым и
быть быстрым это не одно и то же. Чтобы быть быстрым нужно уметь использовать
всю скорость, какая есть.
Использовать всю скорость это не значит тратить больше сил. Это значит уметь
привязать скорость к трассе, изучить путь и найти правильную траекторию, знать,
где тормозить, где перенести вес вперед, где свесится с седла. Объединив все
это, вы станете настолько быстрым, насколько это возможно.
Так что же делать, как правильно научиться управлять скоростью? Прежде всего,
скорость придется сбросить и оттачивать технику, потому что умение управлять ей
на большой скорости приходит только после долгих тренировок.
Изучайте трассу.
Линия – кратчайший прямой путь между двумя точками. Но на любой трассе
линия между двумя точками не всегда прямая. На гоночном треке вы видите следы
от шин на повороте. Между велогонками и гонками на автомобилях есть много
общего. Любой тренер на автогонках объяснит вам, что есть траектория, которая
позволяет использовать каждый доступный сантиметр трассы.
К сожалению, нельзя разбить поворот на прямые куски. Поэтому приходится
выбирать такую линию, на которой вы получаете максимально возможное сцепление.
Такая линия не одна, в зависимости от того, как вы хотите пройти поворот – с торможением,
с ускорением, у вас может быть множество возможных траекторий.
Часто случается так, что наилучшая траектория не самая очевидная. Поэтому,
когда для вас скорость является первостепенной все, что вы можете сделать, это
выбрать такое сочетание траектории и техники прохождения, которое дало бы
наилучший результат. Это может означать сброс скорости на сложном участке,
чтобы получить больше контроля над движением и возможность грамотно выйти на
следующий более легкий участок, чтобы пройти его с максимальной скоростью.
Постоянный просчет наилучшей траектории движения не простая задача для вашего
мозга. Конечно, профессионалы выбирают для себя такой путь, который вы не
сможете повторить даже под угрозой смерти. Все, что вы должны сделать, это
пройти по своей траектории максимально чисто и за наименьшее время.
Вы должны продумать не только самую лучшую траекторию поворота, но и
предусмотреть вариант, когда вам не удастся выйти на нее. Потому что придумать
это во время гонки очень трудно. В этом и заключается польза многократных
тренировок – вы не только двигаетесь быстро, но и видите возможные траектории и
всегда можете быстро выбрать наиболее подходящую. Сделать такой выбор не такая
уж сложная наука. Чем больше вы тренируетесь в разных условиях, тем быстрее это
происходит. Один и тот же поворот вы будете проходить по-разному в зависимости
от условий гонки. Кроме того, практика увеличит вашу уверенность, ведь вы будете
знать, что всегда есть безопасная траектория, которая позволит вам чисто и
быстро выйти на следующий участок.
Знай свои тормоза.
Самый простой способ получить больше скорости это не тормозить (еще можно
пролетать участки по воздуху). Звучит парадоксально, но люди, умеющие грамотно
тормозить на короткой дистанции, проедут трассу быстрее. Конкуренты должны
будут начать торможение раньше и выполнять его дольше, а вы просто используете
их слабость для своей выгоды.
Продумывайте наиболее эффективное торможение. В гонке, чем позже вы начнете
тормозить, тем лучше. Но помните, что во время торможения центр тяжести
смещается и вас может выбросить с трассы. Вы должны зажимать тормоза
максимально возможно, но не допустить блокировки колес, чтобы не потерять
управление.
У многих это не получается. Нужно не только выбрать траекторию торможения,
но и определить места, когда надо начинать тормозить, а когда прекратить.
Ваши колеса могут делать только одно дело за раз – или поворачивать, или
тормозить или ускоряться. Умение комбинировать эти состояния и даст результат. Попытка
поворачивать и одновременно жестко тормозить приведет к заносу. Вот почему
важно использовать прерывистое торможение. Оно позволит вам сохранять баланс.
Представьте, что руль и тормоза связаны между собой. Чем сильнее вы
поворачиваете руль, тем меньше усилие тормоза и наоборот. Сохраняя этот баланс,
вы сохраните управление.
Нельзя отпускать тормоза резко. Иначе центр тяжести сдвинется с переднего
колеса на заднее и вся энергия поворота теряется. Однако если тормозить плавно,
то вы не только сохраните центр тяжести впереди, но и сможете повернуть более
круто. Цель – плавно натянуть тормоза и плавно отпускать их, чтобы сохранить
управление.
Сильное торможение в повороте приведет к тому, что велосипед будет
стремиться стать вертикально. Вам придется подворачивать, переднее и заднее
колеса пойдут по разным траекториям и вы начнете терять управляемость. Правильно
будет мягко тормозить на прямом участке перед входом в поворот, отпускать
тормоза во время наклона велосипеда в повороте и снова выпрямить его на выходе.
Смотри вперед, смотри по сторонам.
Профессионалы во время езды всегда смотрят вперед. Во время скоростной езды
вы должны все время проверять перед собой настолько далеко вперед насколько это
возможно.
Сначала вы будет зацикливаться на одной точке и вести ее взглядом вместо
того, чтобы смотреть туда, куда хотите проехать. Смотрите вперед, кроме всего
прочего, так скорость не кажется слишком опасной. При таком взгляде включается
периферийное зрение и вы лучше понимаете свое место на трассе.
Еще одним плюсом периферийного зрения является выбор траектории. Часто на кросс-кантрийной
гонке не удается как следует изучить трассу, но если ваше периферийное зрение
работает, вам легче будет выбрать варианты прохождения. Во время даунхилла
периферийное зрение позволяет видеть оградительные ленты и это тоже позволяет
быть немного быстрее.
Рука об руку с видением и ощущением скорости идет баланс. Человеческая природа
такова, что человек стремится сдвинуться с седла назад, когда собирается ехать
быстро. Но вы должны быть как минимум в центре, чтобы нагружать переднее колесо
и не терять управления. Правильное положение тела во время поворота когда центр
тяжести располагается прямо над кареткой, позволяет вам проходить поворот более
аккуратно, а значит быстрее.
Научитесь сначала одному.
Свяжите эти навыки вместе
и вы станете намного быстрее без дополнительных усилий. Вы станете максимально
эффективно использовать ту силу, которая у вас есть.
Важнейшим из этих навыков
является эффективное торможение. Это сделает вас быстрее на любой трассе, будь
это кросс-кантри или даунхилл. Это также научит вас управлять велосипедом более
уверенно. А значит позволит ехать более быстро.
этим летом я освоил прохождение поворотов с наклоном вела в сторону поворота и переносом центра тяжести тела на внешнюю ногу (педаль). Стало круче, лучше и быстрее.
ОтветитьУдалитьна малой скорости при крутом повороте я пришел к такой технике сам собой. когда прочитал статью - осознал :) на большой скорости пока не доводилось применить
ОтветитьУдалить